ваше содержимое

Чтобы ребенок учился сам, а не родители учились вместо него.

Дети и родители


Я выбираю домашнее обучение для того, чтобы ребенок учился ради познания нового и овладения новыми навыками, а не ради: отметок, учительницы, родительских амбиций («Наш — самый первый ученик в классе!»), чтобы «висеть на доске почета», и т.п.

Дома, как ни крути, дух соревновательности уходит — отметок нет и т.д.

Дома отсутствует этот соревновательный фактор, родители не стремятся перегнать всех и «меряться» успехами детей. Также и ребенок чувствует себя свободнее без «оценочной гонки».
Уходит учеба «ради аттестата», и остается учеба ради познания нового.

Прежде чем я буду писать мысли об организации процесса и всяких рутинных вещах, мне кажется, нужно принять во внимание один важный закон: нет ничего идеального на земле! Я выбираю домашнее обучение не потому, что «в школе плохо, а дома идеально», сложности будут возникать и там, и там. Я выбираю домашнее обучение потому, что сложности на этом пути мне приятнее и легче и преодолимее, нежели сложности при школьном обучении (и воспитательные, и образовательные, и организационные, и любые другие).

Сначала пример из моей школьной практики:
меня однажды назначили ответственной за подготовку школьного праздника (по традиции мы делали музыкальное представление). все бы ничего, даже интересно, но класс дали такой, который никто из учителей не брал :) и в нем — группа подростков, которые негативно настроены вообще в целом, никакой мотивации, тем более — какого бы ни было общественного поручения. для краткости опущу все подробности, но суть: мне пришлось быстренько найти действующий интерес у этих ребят (популярные в то время музыкальные группы среди подростков), и на этом мы построили наше представление. Да, этот ход мог получиться, а мог и нет :) иногда в школе приходится играть ва-банк, особенно с подростками. Но им понравилась идея показать прилюдно свои интересы со сцены, которые раньше считались негативными («Выключи немедленно свою идиотскую музыку!» — что-то вроде). Итак, интерес был, практическая цель тоже (к определенному времени сделать представление), созидательный труд тоже — приходилось оставаться после уроков и репетировать, даже в выходные приходили на дополнительные занятия, сами сочиняли все слова (в стихах!) безо всякой моей помощи, придумывали спецэффекты и декорации; полезность обществу: мне было маловато одного выступления перед нашей школой, я подала идею сделать маленький праздник для начальных классов. Раскачивались довольно шатко, но потом согласились. Для лирического отступления смешное: выходят взмокшие после проведения праздника в началке, и говорят мне: «Марина! ВЫ себе не представляете, КАК тяжело работать с детьми!!!» :), кстати, после этого их опыта не было никаких дисциплинарных проблем, и полное взаимопонимание с полумысли.

Из уже личного опыта: в пятилетнем возрасте дочка захотела учиться играть на гитаре (интерес). Поставили практическую цель: выступать на таком-то празднике в знакомой компании. привычка трудиться имелась. полезность обществу- например, ходили навещать знакомую, у которой были проблемы с ногами, и она никуда не выходила, и Ида в концертном платье устраивала ей «концерт». Один интерес привел к появлению новых: стало необходимым изучать английские буквы; записывать и распознавать ноты; бегло читать и писать (на двух языках); и многое другое. И все это знание было не в виде обязательной неизвестно для чего нужной информации, а продиктовано практической необходимостью.

Простой пример: ребенок заинтересовался буквами. Одно дело — давать бессмысленное переписывание образцов по прописи, другое — делать другим приятное, например, приготовить самостоятельно подписанную открытку бабушке ко дню рождения, написать письмо-сюрприз кому-то, подписывать свои рисунки и поделки, и т.п.
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.