ваше содержимое

Знаменитый букет Петра Иванова, секрет изготовления которого безвозвратно утерян

Образование. Полезная информация


В эрмитажном отделе «Музей Императорского фарфорового завода» есть уникальный экспонат из фарфора – белый букет на голубом пласте. Способ изготовления цветов с тонкими стеблями и тычинками, с полупрозрачными лепестками и на сегодняшний день остается секретом.

В период правления императора Николая I в декоре изделий стали широко применять лепные фарфоровые цветы. Они служили украшением ваз, футляров для часов, рам для зеркал, люстр, сервизных изделий; из них также составлялись отдельные бисквитные и расписанные «под натуру» букеты.

Во второй трети XIX в. уникальными композициями из непревзойденных по тонкости исполнения лепных цветов прославился мастер Императорского фарфорового завода Петр Иванов. Для их изготовления он разработал рецепт фарфоровой массы, обладающей особой пластичностью, секрет которой, к сожалению, ныне утрачен. «Букет из бисквитных цветов на пласте, отделанный наподобие стола» из коллекции «Музея фарфора», одна из лучших работ П. Иванова, был изготовлен в 1850 г. и предназначался для демонстрации на Всемирной выставке в Лондоне (1851).

Фарфоровый букет, сделанный Петром Ивановым, который собирались показать на первой Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне, на выставку не попал. Основная часть экспонатов отправилась в Англию осенью 1850 г. Фарфоровый букет, вместе с другими изделиями, ещё не совсем были готовы к отправке. Из-за хрупкости экспоната для него потребовалось изготовить особое устройство – рессорный стол, обеспечивающий безопасность его перевозки. Пётр Иванов должен был сопровождать на выставку свой букет и другие фарфоровые изделия и следить за бережным отношением к ним во время транспортировки и сборки в Лондоне.

В начале 1851 г. из Лондона пришло сообщение о том, что все экспонаты необходимо доставить на выставку до 10 апреля 1851 г. В случае опоздания экспоненты должны были заплатить большой штраф. Букет вместе с другими хрупкими экспонатами предполагалось отправить по воде с открытием навигации, что не позволяло уложиться в назначенный срок. По распоряжению самого императора букет и другие изделия остались в Петербурге. Проследить же за распаковкой, сборкой и установкой уже отправленных фарфоровых вещей попросили владельца бронзовой фабрики Шопена поручить своему представителю на Лондонской выставке. По семейной легенде Пётр Иванов сильно переживал неудачу с отправкой своей работы на всемирную выставку.

По возвращении с выставки при вскрытии ящиков с вещами многие из них оказались повреждёнными, а одна ваза и вовсе разбитой. Виновных не нашли...

А что касается секрета изготовления фарфорового букета, то в разных источниках есть сообщения о том, что этот секрет всё же был раскрыт работавшими на Фарфоровом заводе супругами Пименовыми. Однако букеты, изготовляемые в наше время хотя и хороши, но не могут сравниться с изделиями мастера Петра Иудовича Иванова.

Существует много версий, почему Пётр Иванов не раскрыл уникального секрета изготовления своих шедевров. Одна из них:

за свою работу у Двора он запросил 100 рублей золотом, но ему согласились заплатить 100 рублей в бумажном варианте. Он очень расстроился тем фактом, что его уникальные творения, аналогов которым не было в мире ВООБЩЕ так дёшево оценили. Секрет он не раскрыл, а вскоре после этого случая он умер, забрав в могилу и тайну изготовления цветов.

0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.